Станция Поисковая

Кто владеет информацией – владеет миром. А навык поиска нужной, достоверной и актуальной информации — один из важнейших навыков XXI века. Кроме того, важно уметь установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы для проекта.

На этой станции ты научишься:

  • 1. Искать информацию по вопросу
  • 2. Выделять главную мысль в тексте
  • 3. Анализировать литературные источники
  • 4. Критически оценивать информацию в источнике

Ресурсы

Ресурсы проекта – это трудовые, технические и/или материальные единицы, используемые при выполнении задач по проекту и обеспечивающие возможность реализации всех поставленных целей проекта.

rdsh.education

Под ресурсами рассматриваются трудовые, финансовые, информационные и материально-технические ресурсы, оборудование, команда проекта, время (продолжительность, сроки ограничения), знания и технологии, ресурсы связи.

В процессе проектной работы необходимо обеспечить оптимальное использование ресурсов при достижении конечной цели. Управление ресурсами предполагает процессы планирования ресурсов, распределения, учета и контроля ресурсов.

Как управлять ресурсами проекта?
Управление ресурсами проекта

Где искать информацию?

  • Научные исследования, имеющие под собой реальные доказательства, полученные эмпирическим путём.
  • Научно-популярные размышления, включающие в себя как фактические эмпирические данные, так и субъективные точки зрения людей, являющихся специалистами в той или иной области.
  • Философские трактаты и рассуждения, отличающиеся наибольшей оригинальностью, субъективностью и формой подачи.
  • Художественная литература, служащая, как правило, источником информации – пищи для размышления, но не достоверных эмпирических данных.
  • Публицистические произведения – категория произведений, которые посвящены актуальным явлениям и проблемам текущей социальной жизни. Нередко в таких произведениях можно отыскать немало достоверных данных и фактов.
  • Средства массовой информации – комплекс органов публичной передачи информации, таких как телевидение, радио, журналы и газеты, а также Интернет.

Как выбирать достоверные источники информации?

Можно выделить несколько принципов отбора информации:

Наглядность

  • Информация доступна для восприятия и понимания
  • Формируемые информацией образы достоверны, т.к. их можно смоделировать и установить их источники
  • Основные понятия, объекты и явления могут быть продемонстрированы
  • Информация соответствует запрашиваемым критериям

Научность

Принцип научности подразумевает, что исследуемая информация соответствует современным научным данным. Если такое соответствие соблюдается, то появляется возможность обнаруживать неточности и ошибки, воспринимать другие точки зрения, руководствоваться собственной аргументацией и преобразовывать информацию, сопоставляя её с другой.

  • Данные соответствуют научным представлениям современности
  • Если в массиве данных имеются ошибки и неточности, они не способны повлечь за собой искажения объективной картины, касающейся рассматриваемого вопроса
  • Информация может иметь вид исторического документа, который показывает путь развития конкретного научного знания

Актуальность

Согласно этому принципу, информация должна быть практичной, злободневной, соответствующей современным запросам, важной на текущий момент времени.

  • Желательно, чтобы информация была близка по времени и волновала исследователя
  • Информация может представлять собой документ, который расширяет представление об исследуемом объекте
  • Информация должна обладать исторической ценностью или быть важной по иным причинам
  • Информация может являться классическим примером чего-либо, что знают все

Систематичность

Если информация соответствует принципу систематичности, можно наблюдать её многократное повторение в той или иной интерпретации в рамках одного источника или в той же или другой подобной интерпретации в других источниках.

  • Аналогичные данные можно найти в различных базах данных
  • Различные интерпретации не разрушают целостность представлений об одной и той же проблеме

Доступность

Нередко затруднения в поиске и обработке информации могут быть вызваны, во-первых, самим её содержанием, а, во-вторых, стилем, в котором она излагается.

  • Информация должна быть не только доступной для понимания с точки зрения терминологии, но и расширять тезаурус исследователя, по причине чего она будет восприниматься интересной, но не банальной
  • Информация должна соответствовать той терминологии, которой обладает исследователь, но освещать конкретную тему она должна с разных сторон
  • Информация должна предполагать и дидактическую обработку, которая снимает терминологический барьер, другими словами, информацию можно адаптировать под себя, при этом сохранив её смысл

Избыточность

Исследуемая информация должна позволять выделять основную мысль, находить скрытый смысл, если таковой имеется, приходить к пониманию авторской позиции, определять цели изложения и развивать умение соотносить содержание с назначением.

Ресурсы для поиска информации

Где найти научные статьи
rdsh.education

Шесть правил поиска информации

  1. Четко понимай цель поиска. Какую информацию нужно найти? Если есть цель, ты не будешь терять время, переходя по случайным ссылкам и беспорядочно листая сайты.
  2. Используй первичный фильтр. Какие ресурсы тебя интересуют? Определи критерии доверия к сайту и отсеивай лишнее.
  3. Составь список сигнальных слов. Сигнальные слова — это термины, используемые в функциональном жаргоне данной тематики. Составь список таких слов и используй их в поисковых запросах. Это позволит избежать сайтов непрофессионалов с неправильной информацией.
  4. Ищи сверху вниз. Работая со структурированными источниками, например с Wikipedia, помни, что определения и базовые тезисы чаще всего располагаются в начале статьи, и не обязательно листать дальше в случае их нерелевантности.
  5. Сканируй содержимое. Читать каждый документ полностью на этапе вводного поиска необязательно. Пробегись по тексту и выдели то, что может быть полезно, чтобы избежать многочасового чтения.
  6. Создай итоговый список. Проранжируй источники, чтобы обозначить дальнейшую стратегию работы с ними: какие из источников самые нужные и требуют детального изучения, а какие пригодятся как дополнительные материалы?

Ресурсы для поиска информации

Как найти информацию в интернете

Работа с научной литературой

Одну из главных трудностей, возникающих при чтении научной литературы у школьников, — непонимание специфической терминологии. Решить эту проблему помогает правильный отбор текстов. Перед чтением статьи нужно пояснить термины: поработать со справочной литературой или найти необходимые объяснения.

Важно понимать смысл целого текста, его логики, которая задана ходом авторской мысли. Тогда перед чтением работы нужно поставить вопросы, которые помогут сориентироваться при самостоятельной работе с текстом.