Станция Проблемная

Определение проблемы перед началом исследовательского проекта позволит четко определить цели исследования, а также даст представление о масштабах исследования. В нем описывается текущая проблема, предлагаемое вами решение и потенциальное влияние решения.

На этой станции ты узнаешь как:

  • 1. Выбирать актуальные проблемы
  • 2. Понимать важность глобальных проблем человечества
  • 3. Предлагать пути решения проблем

Что такое проект?

Проект – (от лат. projectus – брошенный вперед):

  1. реалистичный замысел, план о желаемом будущем;
  2. совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления;
  3. метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении.

«Проект» – это шесть «П»: 

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» – это его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневники, планы, отчеты.

Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Проектирование — деятельность, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных.

Результат проектирования – образ нового объекта – есть не что иное, как совокупность надлежащим образом разработанных, обоснованных и выстроенных идей. Результаты проектов должны быть «осязаемыми»: интернет-сайт, бизнес-проект, фильм, видеоклип, законопроект, схема, форма, публикация, планируемая поездка, выставка.

По своему виду проектные продукты могут быть:

  • материальными – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации;
  • действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты);
  • письменными – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты.
rdsh.education

Проблема (от греч. problema — задача) — в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, проявляющаяся в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.

Решением проблемы является цель исследования, достижение которой делится на задачи исследования. Из актуальности следует гипотеза – предположение, что, исходя из актуальности и проблемы, после решения набора задач получится достичь поставленной цели.

Как генерировать новые идеи?

Методы генерации идей

Ошибки при формулировании проблемы

  • подмена проблемы вопросом (как убедить маму завести котенка?);
  • подмена проблемы трудностью (большая нагрузка в школе не позволяет заниматься спортом);
  • подмена формулировки проблемы указанием на область существования проблемы (есть проблема с уборкой квартиры);
  • проблема недостаточно детализирована (цветы в моей комнате растут плохо);
  • «напрашивающееся решение» (старые вещи хранятся дома и не используются для полезных целей).

Как выбрать тему проекта?

  • Тема должна быть актуальной, необходим элемент новизны
  • Тема должна быть интересной и увлекательной
  • Тема должна быть достаточно узкой
  • Тема должна быть оригинальной, с элементом неожиданности
rdsh.education

Чтобы выбрать тему, задай себе следующие вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?